Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и 7.2) МБОУ СОШ № 39 г Хабаровска определяет
содержание и организацию образовательного процесса начального общего образования с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
АООП НОО разработана рабочей
группой педагогов школы, рассмотрена на педагогическом совете и утверждена директором школы.
Данная
образовательная программа разработана на основе:
•
Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
•
Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012г. № 761;
•
Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
(приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);
•
Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
•
Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;
•
нормативно-методической
документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых
актов в области образования;
•
Устава МБОУ СОШ № 39
АООП НОО предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности, особенности
психофизического развития, индивидуальные
возможности, обеспечивает коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию
обучающихся с ЗПР.
Цель АООП НОО МБОУ СОШ № 39: обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при
разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:
-
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) - нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое - в соответствии с принятыми в семье и обществе
нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- достижение планируемых результатов
освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (ЗПР) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- обеспечение доступности получения
начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального
общего и основного общего образования;
- использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий деятельностного типа;
- выявление и развитие возможностей и
способностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР), через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию
художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
-
участие педагогических работников, обучающихся, их
родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.
АООП НОО разработана с учетом принципов:
• общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся;
•
учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
•
коррекционная направленность образовательной деятельности;
•
развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей обучающегося;
•
онтогенетический принцип;
•
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей
обучающихся;
•
принцип преемственности;
•
принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не
понятие предмета, а понятие предметной области);
•
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ЗПР всеми видами доступной им деятельности, способами
и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности
и нормативным поведением;
•
переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
•
принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 7.1) разработана
с учетом психолого-педагогической характеристики обучающихся с задержкой
психического развития.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
предусматривает различные варианты специального сопровождения обучающихся
данной категории:
-
обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ЗПР (варианты
7.1 и 7.2);
-
обучение в отдельном классе (вариант 7.2);
-
организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения МБОУ СОШ № 39.
АООП
НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели,
задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы достижения
этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный
раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
–
программу формирования универсальных учебных действий у учащихся при получении
начального общего образования;
–
программы отдельных учебных предметов, курсов;
–
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении
начального общего образования;
–
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни;
–
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет
общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы
реализации адаптированной основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
–
учебный план;
–
план внеурочной деятельности;
–
систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы в
соответствии с требованиями ФГОС.
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 39
реализуется через организацию урочной деятельности с использованием УМК «Школа
России», которая включают в себя завершенную предметную линию учебников.
Нормативный срок освоения АООП
НОО составляет 4 года (вариант 7.1.) и 5 лет (вариант 7.2.). Нормативный срок
освоения программы (для варианта 7.1.) может быть увеличен с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).